Дом, хранящий историю

Дом, хранящий историю
Фото: kltrud.org

Директор Л.А. Полыновская.

Возможность прикоснуться к истории нам предоставляют музеи. Среди них много всемирно известных. Но всего дороже для человека самобытность того места, где он родился и вырос. И хранят ее краеведческие музеи.

Клинцовский краеведческий музей располагается в одноэтажном бревенчатом здании, принадлежавшем Почетному нотариусу Александру Иерофеевичу Чикилевскому. О здании том известно мало. Некоторые источники утверждают, что оно построено в 1907 году нотариусом, другие – в конце XIX века. Я возьмусь уточнить его возраст.

Однажды Н.В. Гоголь сказал: «Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания». В Имперской России был период, когда ее государи пытались взять под тотальный контроль архитектуру домов и зданий не только в крупных городах, но и уездах. Они своими указами, определяли типовые проекты на строительство фасадов домов и казенных заведений для городов России. Здание музея имеет семь окон, образцовые фасады домов с таким количеством окон были дозволены с 1843 по 1855 годы, но при этом характерной их особенностью является то, что входная дверь размещается в центре здания. С 1855 года деревянные здания ограничили по количеству окон от трех до пяти.

На сохранившемся в краеведческом музее плане посада Клинцы Черниговской губернии Суражского уезда четко выделено то, что место, на котором стоит дом нотариуса Чикилевского, относится к району с проживанием людей со средними доходами. При этом границы его домовладения примыкают к району компактного проживания людей с высокой доходностью. Делаем из этого соответствующий вывод: земля, на которой стоит дом со времен получения статуса посада в 1782 году и даже несколько ранее, не пустовала, на ней однозначно располагались строения.

При сборе информации о здании музея выяснилось, что в 1872 году в Клинцах произошел второй «большой пожар», во время которого сгорело 400 домов и фабрика «Верхнего Кубаря». Она, кстати, располагалась в районе текстильного техникума, а ведь это в самой непосредственной близости от интересующего нас здания. Пожар погубил значительную часть строений посада.

Давайте внимательно посмотрим на фотографии начала ХХ века, на которых показан район улицы возле бывшей женской гимназии, расположенной не дальше городского квартала от музея. Что мы видим? Деревянные дома по обеим сторонам улицы не вписываются в существовавшие «образцовые фасады» 1855 года, как не вписываются они и в те, которые действовали ранее. Это подтверждает то, что все они перестроены одновременно. Вынужденная причина этого то, что во время пожара 1872 года сгорели две стороны северной части Большой улицы.

Кстати, во второй половине XIX века контроль государства к архитектуре снизился настолько, что интересы частных лиц стали решающими при проектировании домов. К тому же появились проекты жилых домов с лавками, а также доходных домов. Жилые дома стали делиться на части для квартир хозяев, торговых лавок или квартир (комнат) для постояльцев. Здесь и кроются ответы на вопросы: почему у здания нынешнего музея такая оригинальная форма крыши, а также почему дом Чикилевского – это квартира и нотариальная контора одновременно?

На стороне крыши музея, которая смотрит на Октябрьскую улицу (во времена посада – Большую), по краям имеются два высоких шатровых перекрытия. Если подняться на чердак, то становится понятно, что эти перекрытия какого-либо практического применения в себе не несут, они являются декоративным украшением. Сделано это для того, чтобы здание своим видом эффектно выделялось на фоне других построек. Дом Почетного нотариуса Чикилевского был разбит на две части. В первой он проживал вместе с семьей, во второй – занимался нотариальной деятельностью.

Александр Иерофеевич был весьма образованным человеком, что позволило ему перед началом карьеры нотариуса преподавать в сельском училище. Жена его, Елена Федоровна, тоже являлась особой образованной, она также преподавала в училище. В Клинцы Чикилевские переехали, когда главе семьи исполнилось 38 лет и у него уже был опыт работы нотариусом в течение шести лет.

А.И. Чикилевский приехал в Клинцы в 1905 году, обзавелся недвижимостью в 1906 году. Как вы думаете, успел бы он за такой короткий срок построить новый дом, снеся старый? Стал бы он рисковать растратить накопления на сомнительное строительство дома? Сомнительное потому, что из-за возможного переезда к новому месту службы существовала вероятность, что придется оставить строительство и искать на него покупателя, а это – видимая потеря денежных средств. Александр Иерофеевич дом купил уже построенный, при этом к его выбору отнесся очень серьезно и скрупулезно.

Почетный нотариус в Клинцах приобрел недвижимость в собственность тогда, когда представился случай сделать это в престижном месте, и дом выбрал именно такой, чтобы он позволил одновременно жить и служить. Как доказательство этого, приведу следующий факт. При посещении Клинцов и краведческого музея потомки Чикилевского рассказали, что их предок «нотариусом Клинцов становится во второй половине (в конце) 1905 года. Его сын Арсений родился 5 декабря в Клинцах. А до этого, со второй половины 1896 года и до переезда в Клинцы, был нотариусом в местечке Середина Буда, что на территории Сумской области». Ни о каком строительстве дома они не сообщали, а лишь подтвердили, что здание музея когда-то было в собственности их предка.

Здание клинцовского краеведческого музея является архитектурно-исторической ценностью постройки сразу после 1872 года, но не позднее 1875 года. Таковы тогда были законы о сроках строительства домов на выделенных землях. Соответственно возраст здания – от 142 до 145 лет.

Зайдя в краеведческий музей, сразу окунаешься в атмосферу прошлого. В одном из выставочных залов, рассказывающем о послевоенной эпохе, стоит патефон, подаренный участницей войны Марией Михайловной Артемьевой, гармонь подарил музею Эрнст Петрович Шведков, швейную ножную машинку – преподаватель детской музыкальной школы Ирина Михайловна Тамарина. Практически все имеющиеся экспонаты – это личные вещи клинчан, которые, став не нужными в хозяйстве, превратились в раритеты.
Взгляд привлекает ламповая радиола от пенсионерки Лидии Александровны Корявушкиной. Это такой своеобразный музыкальный центр середины ХХ века, позволявший слушать радиопередачи и проигрывать грампластинки, которые сегодня называют модным словом винилы. Дизайн радиолы впечатляет – деревянный, покрытый лаком ящик с откидной крышкой красиво украшен ирисовым пластиком, в котором есть шкала настройки. Она выполнена в непривычном стиле для советского классического дизайнерского искусства – ярких, сочных цветах со стилизацией под морской пейзаж.

Бюсты вождей, вышитый крестиком портрет Лени- на, чернильница с пером, пресс-папье, керамическая кружка с надписью «Будь готов!», деревянный чемодан передают быт, мысли и восприятие реальности людей, живших в прошлом веке. В какой-то момент даже создается ощущение того, что вот-вот в комнату шумно войдут хозяева этих вещей…

Каждый экспонат в воссозданных экспозициях размещается так, чтобы максимально подчеркивал свою значимость. В зале, который рассказывает об истории слободы Клинцы, под самым потолком находятся картины местного художника С.В. Закаморного. На них Сергей Владимирович изобразил строительство слободы и развитие в Клинцах книгопечатания. В центре зала выставлен ткацкий станок тех времен, на нем ткались узкие полоски ткани, которые намачивали и затем натягивали на копыло. Копыло – это плоская доска, повторяющая форму человеческой ноги. Таким простым способом в те времена изготавливались женские чулки.

А чего только не выставлено за стеклом витрин музея! Бумажные банкноты, монеты, личные документы, купчие, письма, металлические клише, образцы выпускаемых тканей, различные предметы старины… У Клинцов, кстати, богатая история в плане административного переподчинения. В музее можно ознакомиться с самой полной версией смены гербов.

В зале Великой Отечественной войны есть оборудованный макет партизанской землянки. Сверху она выложена настоящим мхом. На всеобщее обозрения выставлена карта Берлина от Дмитрия Ивановича Свинина, которая использовалась в боях, об этом свидетельствуют отверстие от пули и ее обожженная часть. Оборудованы памятные стенды о героях и военачальниках – наших земляках.

Думаю, со мной согласятся многие: музейные экспонаты – документы, предметы обихода, вещи и многое другое – помогут нам лучше понять своих предков и еще больше полюбить свой край.

А. Владимиров.

Ещё новости о событии:

Дом, хранящий историю - Газета Труд
Директор Л.А. Полыновская. Возможность прикоснуться к истории нам предоставляют музеи.
18:12 29.05.2017 Газета Труд - Клинцы
Директор Л.А. Полыновская. Возможность прикоснуться к истории нам предоставляют музеи.
16:50 29.05.2017 Газета Труд - Клинцы
 
По теме
В Брянске посыпался фасад многоквартирного дома на улице Ленина - Сетевое издание Новости Брянска Автор: Прокуратура Брянской области, источник фото . Прокуратурой Советского района Брянска была организована проверка по поводу публикации в социальных сетях о разрушении многоквартирного дома на площади Ленина.
Сетевое издание Новости Брянска
В Новозыбкове зарегистрировано 188 случаев ОРВИ - Газета Маяк Как отметили в НЦРБ, заболеваемость на сегодняшний день несколько подросла —  за вторую неделю марта зарегистрировано 188 случаев ОРВИ (в сравнение с прошлой неделей подъем заболеваемости в 0,8 раза).
Газета Маяк
IMG_20240218_134909.jpg - Клинцовский район В преддверии Дня Защитника Отечества в рамках Всероссийской благотворительной акции «Тепло для Героя» под руководством  депутата Лопатенского сельского Совета Галины Сехиной в Лопатенском Доме культуры участники акции на
Клинцовский район
Чиновникам Новозыбкова велели привести в порядок братскую могилу расстрелянных жителей - Газета Брянские новости В Новозыбковском округе Брянской области прокуратура велела местным чиновникам привести в порядок братскую могилу местных жителей, расстрелянных гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны.
Газета Брянские новости